При осуществлении торговли отдельные предприниматели не предоставляют информацию потребителям о Продавце.

В ряде случаев вывеска, имеющаяся на магазине, содержит название какого-нибудь бренда и более того, может быть выполнена на иностранном языке.

В других случаях на вывеске содержится фамилия индивидуального предпринимателя с его инициалами, номер его ИНН.

Отсутствие полной информации о Продавце лишает потребителя  права на обращение с претензией к нему, создает препятствия для такого обращения, поскольку для ее получения необходимо дополнительно за плату обратиться в налоговую инспекцию.

Такие действия индивидуального предпринимателя нарушают право потребителя на получение информации о Продавце и являются незаконными по следующим основаниям.


В соответствии с ч.1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.


Аналогичные требования содержатся в п.10 Правил продажи отдельных видов товаров и услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.


В Преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» под «продавцом» понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.


В соответствии с ч.1 ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч.3 этой же статьи к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

В силу ч.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

А в отношении физических лиц (граждан) местом жительства  признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, что предусмотрено ч.1 ст.20 ГК РФ.


Поскольку из ч.1 ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая состоит из двух абзацев, не вытекает, что требования по каждому из них относятся либо к ИП либо к юридическому лицу, то можно сделать вывод, что требования об объеме информации,  указанной в данной статье, относятся к любому из Продавцов независимо от их организационно – правовой формы.


Таким образом, можно сделать вывод, что Продавец – ИП должен предоставлять потребителю информацию не только о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, а также о месте нахождения (адресе), а также о режиме его работы.

Указанная информация размещается на вывеске и доводится до потребителя в наглядной и доступной форме на русском языке, что предусмотрено ч.2 ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей».

 

Председатель Правления

БООО «Защита прав потребителей                                                                                                                  В.М. Сандлер


Яндекс.Метрика Rambler's Top100