Туроператоры обеспокоены стремительным ростом «рисковых» посредников

В России участились случаи обмана турагентствами своих клиентов — разорившиеся компании уходят с рынка, не вернув туристам деньги, рассказал вчера глава Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

Эксперты, уже начавшие подводить итоги уходящего туристического сезона (а он благодаря сорокаградусной жаре в центре России оказался весьма успешным для турбизнеса), могут привести десятки примеров, когда туристы оставались и без денег, и без отдыха именно по вине турагентств. Причем нынешним жарким во всех отношениях летом число обманутых туристов резко возросло.

По данным Российского союза туриндустрии, рост рынка в этом году уже составил 25-30 процентов. На отдельных направлениях число отдыхающих из нашей страны выросло даже по сравнению с докризисным 2008 годом, который пока считается лучшим для отечественного турбизнеса. В рекордсменах по росту турпотока, по данным Росстата, оказались Таиланд, Египет, Хорватия, Израиль, Кипр, Турция. Успешный в финансовом отношении сезон помог удержаться на плаву большинству туроператоров, в том числе тем, чье положение в период кризиса было не столь однозначным. Возвращение туристов на курорты (а за прошлый год рынок потерял примерно 20-25 процентов клиентов) ознаменовалось небывалым ростом числа новых турагентств, являющихся посредниками между туроператорами и потребителями.

Вчера на пресс-конференции Сергей Шпилько сообщил, что после сокращения на четверть количества турагентств в разгар кризиса в этом году процесс создания новых компаний резко активизировался. По его данным, только за август было создано 151 турагентство. Глава РСТ привел в пример Ижевск, где в начале 2009 года было 130 турагентств, сейчас порядка 300, при том что все население города составляет немногим более 600 тысяч человек. Такое несоответствие спроса и предложения, по мнению эксперта, привело к массовому демпингу (не только в Ижевске, но и по всей России). Агентства предлагают клиентам скидки в 7-10 процентов, что равно размеру стандартной комиссии, которую дают своим агентствам туроператоры (10-12 процентов). «Ведясь на заманчивое предложение, потребители не задумываются о повышенных предпринимательских рисках, которые берет на себя турагентство, предоставляя большую скидку. Оставшихся процентов от комиссии не хватит, даже чтобы обеспечить нормальную работу компании. Рискует турагентство, а значит, рискует и турист», — уверен Сергей Шпилько.

Опасность такой ситуации была очевидна еще в 2007 году, считают представители рынка. Сергей Шпилько напомнил, что с 1 января 2007 года было отменено лицензирование, однако для туроператоров были введены финансовые гарантии, а для турагентств — нет. Сегодня для открытия собственного турагентства достаточно десяти тысяч рублей уставного капитала. И в случае возникновения проблем у турагентства туристы остаются буквально ни с чем. Последний скандал произошел буквально на днях в Санкт-Петербурге. Собрав деньги с туристов, закрылась турфирма «Смарт тур». Причем за лето это уже третий случай исчезновения турагентства в Северной столице. Процесс, как уверяют эксперты, только набирает обороты. По словам Сергея Шпилько, появление большого количества новичков и непрофессионалов на рынке уже привело к тому, что компании не справляются с возросшими объемами клиентов и вынужденно или умышленно уходят с рынка.

Чтобы оградить туристов от возможных проблем с турагентствами, Российский союз туриндустрии предлагает внести существенные коррективы в законодательство о туристической деятельности. В частности, ввести обязательный минимальный размер уставного капитала, который будет существенно превышать нынешние 10 тысяч рублей. С позицией турбизнеса согласен и президент Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. В свою очередь, он обратился к туроператорам с предложением создать на своих интернет-сайтах ресурс, чтобы потребители смогли проверить, дошли ли деньги от турагентства до турфирмы. Сейчас такая возможность отсутствует.


Оставить комментарий


Яндекс.Метрика Rambler's Top100